![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|||||||||
![]() |
||||||||||
![]() |
Сказка для самых маленьких Все мы помним историю про волшебную коммуналку, в которой так замечательно зажили Лягушка-квакушка, Мышка-нарушка, Петушок-золотой гребешок и Ежик, да-да, ни головы, ни ножек. Не забыть бандитского налёта на эту дружную компанию. Театр под руководством Геннадия Чихачёва открыл свой девятый сезон премьерой –оперой для детей «Теремок» Александра Кулыгина. Доводилось ли вам слышать в зрительном зале неповторимый, трогательный плеск сотен крохотных ладошек? Здесь эти аплодисменты более чем оправданы. Вот свидетельство успеха композитора и лучшая награда ему: в антракте малыши по собственному почину хором распевали «Это что за теремок?». Ведь стихи С.Маршака знакомы каждому ребёнку, а мелодии были столь хороши, так легко запоминались. Как часто бывает в театре, к первой премьере чего-то не успели сделать: не совсем были готовы костюмы и маски. Это компенсировалось повышенным стремлением актёров стать узнаваемыми в своих образах, чему способствовали великолепный грим и точная персонифицированная пластика. Из положительных персонажей труднее всего было Ежику: после «ква-ква» и «ко-ко-ко» своих товарищей он мог предложить только «фыр». Но узнали всех, и в этом угадывании малышней классических героев была особая прелесть. Уже после третьего представления «ТЕРЕМКА» работали в масках, больших и симпатичных, оставляющих лица открытыми. Чем-то они напоминают экзотические головные уборы. Проблем с атрибуцией больше не было. Но маски, кажется, стали обкрадывать актёрское мастерство. Внимание зрителей теперь раздваивается между забавными, но застывшими в пластмассе мордами и живыми, полными эмоциями лицами актёров. Не будем много говорить о неудобствах для исполнителей. Теперь они не только слышат, сколько угадывают реплики друг друга. Громоздкие украшения сковывают их движения. На сцене приходится что-то терпеть, - главное, чтобы об этом не догадался зритель. Важно другое. Персонажи теперь воспринимаются как большие живые куклы, а хорошо ли это для драматического театра – тут большой вопрос. И, если для маленьких зрителей это оптимально, то для ребенка старше менее интересно, чем живое актёрское перевоплощение. А может быть, истина где-то посередине, и стоило поискать какой-то оригинальный игровой ход. Ведь театр интересен, прежде всего, своим особым выразительным языком – с его условностями, метафорами. После премьеры был разбор спектакля. «Что тут обсуждают»? – подумал автор этих строк – «Макбета», «Чайку»? Но в этом всё и дело. В этом театре одинаково подходят к взрослым спектаклям и сказкам для самых маленьких. Отдача полная. И в режиссуре, и в актёрской игре, и в работе постановочной части. И зал в триста мест не бывает пустым. Детские представления часто проходят при аншлагах. Театр Чихачёва все больше становится культурным центром целого московского региона. Глава коллектива – серьезный режиссёр, обаятельный актёр и энергичный организатор. В труппе – ряд ярких актёрских индивидуальностей: Виталий Пестеров, артист многоплановый и колоритный, Мария Дьякова – незаурядная характерная актриса. И при первом выходе Татьяны Яковлевой в «Теремке» мы видим такую Лису, в которую нельзя не влюбиться. Впрочем, после её реплики «Скоро съем я твои потроха» романтические впечатления улетучиваются: ну, чем не леди Макбет, только вот так – адаптированно для дошкольного возраста. Актёры - Мышки и Офелии, Серые Волки и Дяди Вани – посвящают себя удивительному, высокому ремеслу, до седых волос остаются детьми, волнуют самые юные сердца и заставляют взрослых забыть реальность, погрузиться в иллюзию, делающего человека чище, добрее хоть на минуту. И всё это за актёрские гроши. Благородные безумцы, отравленные сценой, идут своим многотрудным путём, как-то сводя концы с концами от получки до получки. Недавно на дне рождения театра Г. Чихачёв призвал соратников помнить, что их работа – это воспитание нового зрителя, зрителя ХХI века (да и теперешнего взрослого тоже – добавим мы). И хочется верить, что этот труд вызовет наш благодарный отклик. Константин Горячев. Газета "Вечерняя Москва", февраль 1996. |
|||||||||
|
||||||||||